alise84. (alise84) wrote,
alise84.
alise84

Из записок декабриста Петра Павловича Свиньина. Часть третья. Последняя.







                                                                                                                                   15 февраля 1881 года
                                                                                                                                                            Москва
Ну вот, начинаю жить девятый десяток. Открыл сейчас газеты, общество  в волнениях и нетерпении. Ждут первомартовскую бомбу. Товарищество передвижных выставок обещает в этот день показать  нечто небывалое, а именно картину молодого художника Сурикова "Утро стрелецкой казни".  Что же будет там?  Петр - тиран и убийца, тащащий на дыбу старую богобоязненную и смиренную Россию,  или дикие толпы стрельцов, мешающих молодому реформатору. А может,  решится художник не примыкать ни к одним, ни к другим, а сказать, что у каждого своя правда.  Через две недели узнаем.


(В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни )


Интересно, конечно, посмотреть, но с другой стороны, что же мы все живем с головой, повернутой назад.  Как завелись у нас западники и славянофилы, так и начали спорить о Петре. Не о том, что сейчас в стране творится, а о том, что век назад было.   Без этого, говорят, нам никак и никуда. Одни разносят обычаи наши на все корки, другие одеваются до того национально. что на улице их принимают за персов.
Помню Иван Киреевский у меня статью свою читал. Глаза горят, руками машет:
- Всё, - кричит,  -  что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений"

Я его в простоте душевной и спросил:
- Ну а как же, говорю, Северная война и петровская эпоха? Еще тогда государь указ издал, что каждый христианин сам печься о своей душе может по мере разумения, написав "Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос."  Вы что же, Христа хотите собой подменить, указывая людям, как им верить и решая, кто спасется?
А уж  сколько неправославных России служило, так это и не перечтешь. Не влезает это все в вашу теорию о том, что лишь православием живы будем. Вот и матушка Екатерина, а с тем, что ее правление золотым веком России было никто не спорит, хоть и набожна была, однако же в оспопрививание, гигиену и грамоту не меньше верила. И людей  талантливых независимо от веры привечала. И про какой  народ русский вы говорите? А малороссов,  немцев, татар, поляков, грузин и армян куда денете? Лунин был католик, Пестель  - лютеранин,  Муравьев-Апостол – православный. И что из того?
Так он в такой раж впал, что мне в своем доме чуть не прятаться от него пришлось. Припомнил и немецкое происхождение Екатерины,  и даже "Орлеанскую девственницу" Вольтера,  как пример разложения нравов приплел. Уж она-то тут при чем? Так себе книжечка, но мальчишкам бывает и нравится. Особенно когда им настоящая судьба Жанны неизвестна.
Поспорили мы тогда крепко, поссорились даже. А на следующий день явились ко мне два жандарма:
- Поступили сведения, что у вас в доме проходят недозволенные сборища, поэтому вы подлежите высылке из Москвы в 24 часа.
А я ведь  только собирался с одной весьма приятной барышней объясниться. Ну опять не судьба вышла, как с Каталани. Больше я уж и не пытался семейно зажить, решив, что  мне не это на роду было написано. А что? Того до сих пор понять не могу.
Уехал я тогда в Смоленское, церковь там начал строить и новую мельницу, поставил лавки вдоль тракта, завел маленькую бумажную фабричку.
Когда узнал, как пострадал литератор Достоевский, которого за чтения письма Белинского к Гоголю к смертной казни приговорили, а потом "помиловали",  порадовался, что дешево отделался, однако опять задумался о деле четырнадцатого декабря. Как рассказывали мне более сведущие люди, Пестель во время бесед с государем называл членами  общества всех, кто хоть раз побывал на его собрании. Будто бы он этим хотел показать, сколь широко в России недовольство властью и подтолкнуть нового императора к реформам. Однако не учел он, что по словам Пушкина ( который, справедливости ради замечу, сначала был очарован новым государем) в Николае было больше от прапорщика чем от Петра Великого. Петр мог, посетив английский парламент сказать «Весело слышать то, когда сыны отчества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно», правнук его пережить этого не мог. Хотя он и старался удержаться в рамках порядочности и приличий, назначив, например, вдове Рылеева пенсию, но долгая неограниченная власть и хор лизоблюдов у трона сделали конец его правления постыдным по мелочности преследований и подавлению любой живой мысли. То же, что и появлялось, как к примеру, западнические или славянофильские идеи, выглядело таким же бедным и убогим, как цветок,  выросший в подвале без света или рахитичное дитя. Мне почему-то, когда я слушал их споры,  все время бывало их жалко. Дружба прерывалась, отношения рвались из-за того, что люди по -разному о Петре или православии думали. А ведь когда еще написано было: "Суббота для человека, а не человек для субботы"?  Неужели идейные разногласия стоят того, чтобы из-за них человеческие отношения прерывать? Хотя, если задуматься, то тут не в идеях дело, а в том, как их предлагают осуществлять.  Однако же "старый Мазай разболтался в сарае", коль буду так на умствование отвлекаться, никогда хоть вкратце жизнеописания не допишу.

(С.Г. Волконский. Фото сделано после возвращения из Сибири )


(С.П. Трубецкой. Фото 1860 года )
От надзора меня освободили только когда  на престол взошел Александр Второй. До  этого, правда, позволили  жить в Санкт-Петербурге. В Москву не пускали, боялись, видно, разговоров моих с родней и друзьями. Не дай Бог, противу власти что скажу, слова "гражданин", "отечество" или "конституция",  к примеру. Тут-то Россия и рухнет.
После указа Александра начали возвращаться из Сибири настоящие декабристы, не такие как я, случайные. Встречали их с восторгом, но потом поостыли.  Не влезали они в те схемы, которые тут без них начертили. С образами-то легче, приложился и мимо пошел, а тут живые люди.
Павлуша вчера рассказал мне по секрету политические новости. Опять мы со дня на день ждем дарования Конституции. Говорят, Лорис -Меликов уже и проект ее подготовил и царь вот-вот должен подписать.   Будто бы намереваются учредить законосовещательную комиссию с выборными депутатами, а еще дополнить Государственный Совет выборными от общественности. Я сделал вид, что удивлен безмерно: пусть мальчику приятно будет, хотя еще пару дней назад получил письмо от Николая Хомякова, сына Алексея Степановича, которые предводитель дворянства в Сычевском уезде. Так вот он пишет, что и среди интеллигенции и даже в крестьянском обществе большие волнения и ожидания, все ждут перемен в правлении: одни Конституции, другие - воли. А когда он спрашивает у крестьян, разве же они не получили эту волю двадцать лет назад, те смотрят на него с сожалением и отвечают:
- Ничего вы барин не понимаете. То была одна воля, а теперь надобна другая.

( Н.А. Хомяков. В будущем - председатель Третьей Думы )
Помню дед мой рассказывал мне, как Екатерина созывала Уложенную Комиссию , на которую возлагала такие надежды, и как была потом разочарована, что представители от разных сословий только о своих интересах и думали.
Помню еще, как смеялся я, читая "Русскую Правду " Пестеля,  не ведая тогда о будущей судьбе его  и своих товарищей.
«Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления». - господи, думал, девятнадцатый век на дворе, как так писать можно. Половины глав нет, что делать с крестьянами так и не понятно, зато точно решено - столицу перенесем в Нижний Новгород, который переименуем во Владимир, а бывший Владимир переименуем в Клязьминск.
К чему? Зачем? Стоит ли тайное общество создавать, чтобы  города переименовывать?
Может и к лучшему, что все бумаги эти глубоко в архивах похоронены. Робки и наивны были те попытки изменить жизнь, смешны и тогда и сейчас. Однако же обществу, чтобы двигаться вперед,  нужны мученики и герои. Вот и от меня молодежь чего ждет: рассказов о том, как я кавалергардом был, как на собрания декабристов ходил, да как в Петропавловке сидел. А стань я им долго и подробно рассказывать о том, как Смоленское приводил в порядок, строил церковь, да открывал больницу, как мельницу устраивал,  как племянники мои конезавод строили - ушли бы и получаса не просидев, решив, что я нудный и скучный  старик. Да и мне мальчиком от деда тоже хотелось рассказов красивых , все думалось, что война, шпаги, плащи,  - вот она настоящая жизнь. Пожар Москвы научил меня тому, какова война  на самом деле.
Господь оказался милостив к моему деду, дал ему не только увидеть московский пожар и пережить гибель в огне любимого города, но и дожить до победы над Наполеоном. Петр Сергеевич умер в 1813 году, когда русская армия приближалась к Парижу.
Может и мне Бог даст дожить до светлых перемен в нашей жизни.
Представилось  мне сейчас смешное. Вот если бы в 1710 году верные Мазепе казаки не назвали свой документ, в котором они своё происхождение от хазар ведут и в верности шведскому королю и крымскому хану клянутся "конституцией", глядишь Петру бы это слово и приглянулось. И написал бы он нам основной закон: и про права и про престолонаследие и про свободу вероисповедания и частной жизни. А  то всё ждем- пождём,  но может и дождемся. Будут у нас гарантированные законом права вместо споров о них.
Подумать только, побывав в молодости участником декабристского заговора, я увидел великий день освобождения крестьян, а теперь, если Бог позволит,  и до Конституции доживу. Может в том и есть смысл моей жизни, который я столько пытаюсь понять. Может и моя капля меда будет в этом улье. Может мы все - то удобренье для божьего сада, на котором и расцветет новая Россия.
Если бы знать. Если бы знать.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Записки декабриста Петра Павловича Свиньина представляют из себя 43 страницы размером 210х297 мм рукописного текста. Цвет чернил - лиловый. Почерк четкий, выработанный, буквы среднего размера с небольшим наклоном вправо. Листы являются частью тетради в синем коленкоровом переплете, разорванной по корешку. Можно предположить, что рукопись на этом не заканчивается. Однако ее продолжение скорее всего утеряно: пущено на растопку, как было со многими бумагами в ХХ веке. На полях присутствуют три неразборчивых карандашных пометки. На последнем листе  внизу запись черными чернилами:  " 15 февраля 1918 года. Милые мемуары, рука не поднимается отправить вас в печку. Неспешный слог, наивная рассудительность уходящей России.  Большевики готовят какой-то немыслимый  мир с немцами.  Б. говорит, что на Кубани собирается Добровольческая армия. Поезда не ходят, добираться буду на перекладных.  Оружие реквизировали,  осталась старая ордынка, остальное добуду. Нельзя сидеть и смотреть, как гибнет отечество. Господи, помоги нам".
2. 1 марта 1881 года в день планируемого подписания  проекта Конституции Александр Второй будет убит бомбой террориста.
3. Петр Павлович Свиньин умрет  4 апреля 1882 года и будет похоронен в Симоновом монастыре рядом с родителями. На нем пресечется мужская линия рода Свиньиных. Усыпальницу Свиньиных  уничтожат в советские годы.


( Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря. 1925 год )
4. Церкви в Смоленском, построенные дедом и внуком Свиньиными, разграбят в годы коллективизации.
Сейчас там ведутся реставрационные работы.

( Ангел спасает грешников из ада. Сохранившаяся фреска  Успенской церкви в Смоленском )

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments